Осталось несколько дней до наступления Нового года. Священник Святослав Шевченко размышляет о том, почему новогодние торжества секулярного мира конфликтуют с православным христианством и как к этому относиться.
«Духовная» курица
Знаете, приближение последнего дня декабря каждый год заставляет меня напрягаться. С самого утра подъезд дома наполняется запахом томящейся в духовке курицы вперемежку с ароматом дорогих духов. Все магазины украшены блестящей мишурой. Народ уже в приподнятом настроении делает последние приготовления.
Рождественский пост внутри меня начинает конфликтовать с всеобщим предновогодним ликованием. У православного человека есть выбор-либо сопротивляться этому, либо, как в том анекдоте, расслабиться и получать удовольствие. Плюс ко всему, всевозможные родственники начинают зазывать к себе в гости. Не говорю уже о корпоративных вечеринках по месту работы, которые предшествуют торжествам. А ночь обещает быть светлой и шумной от фейерверков.
Постные пришельцы
Революция грейдером проехала по всем устоям патриархальной России. В числе прочих нововведений был переход на григорианский календарь. Церковь же осталась жить по старому, юлианскому, дабы не сбить богослужебный ритм и, конечно же, пасхалию. Таким образом, празднование Нового года оказалось перед Рождеством Христовым.
Более того, новогоднее ликование приходиться на самый строгий период рождественского поста. Никчёмным рудиментом в календаре болтается дата, которую народ называет лингвистическим оксюмороном: старым Новым годом. И эта календарная чехарда ежегодно заставляет православных верующих чувствовать себя в родной стране — пришельцами с другой планеты.
Не превратиться в гремлинов
Однажды, 31 декабря после службы бросил церковной работнице дежурное: «С Новым годом! С новым счастьем!». Ее по-детски простой ответ меня обескуражил: «Какое тут счастье. Ещё Спасителя не дождалась». Причем, она сказала это как само собой разумеющееся.
Вот в этом народном богословии — суть новогоднего диссонанса между светским и религиозным. Но самое страшное, что в связи с этим, над православными верующими зависает опасность в новогоднюю ночь превратиться в злобных гремлинов, скрипящих зубами и потрясающих кулаками. Это уж точно не по-христиански.
День Рождения Бога
На мой взгляд, есть в этом казусе положительная сторона, поскольку для христиан наступает пора исповедничества своей веры. И она совершается не на митингах протеста, а в сердце каждого православного человека, который сам для себя определяет, в какой мере он отдаст дань гражданскому новогоду. В какой-то мере это позволит почувствовать пустоту содержания календарного перехода, обнаруживаемую в сравнении с насыщенными духовной радостью церковными праздниками.
В нашей семье, например, Новый год обычно отмечается скромным ужином с рыбным меню под бутылочку вина, а завершается — праздничной речью Президента за пять минут до боя курантов. Бюджет и духовные силы экономятся на предстоящее Рождество Христово, на которое и будет делаться основной, торжественный упор. А всенародное новогоднее отмечание проходит неким испытанием, предрождественским экзаменом на стойкость.
И это ничего, ведь впереди яркий День Рождения нашего Бога, празднование которого восполнит верующим все пробелы предыдущих светских торжеств. А потом Святочная неделя, а за ней — Крещение Господне. В тот момент, когда от новогода останется лишь мусор от петард и пустые бутылки — представители внеземной цивилизации Царства Небесного начнут славить своего Христа, поздравляя друг друга и раздаривая подарки.
по материалам www.pravmir.ru